«Две величайшие загадки природы – разум и Вселенная. С помощью современной техники мы можем фотографировать галактики, находящиеся за миллиарды световых лет от Солнечной системы, манипулировать генами, которые полностью определяют жизнь, и зондировать глубины атома, но разум и Вселенная по-прежнему не даются, ускользают и дразнят нас. Это самые загадочные и захватывающие из известных науке рубежей» – с этой красивой ноты начинается увлекательное, доступное для всех путешествие в будущее разума.
Митио Каку, профессор Нью-Йоркского университета, физик-теорик, один из создателей теории струн, автор восьми научно-популярных книг, является активным популяризатором науки, взявшим на себя нелегкий труд толкования того невероятного, что обычно скрывается за стенами научных лабораторий и вязью сложных математических формул.
Постоянный участник телевизионных («Как устроена Вселенная», «Научная нефантастика» и др.) и радиопрограмм, Митио берёт определённый сюжет или образ массовой культуры, например, путешествие во времени, и демонстрирует, как далеко в создании чего-то подобного продвинулись учёные. В то же время он не забывает шутить и снабжать повествование отсылками к художественным произведениям, сериалам и фильмам, из-за чего возникает болезненное желание прочитать все упомянутые им достояния культуры, а на некоторые знакомые и вовсе взглянуть под другим углом.
Популяризаторов науки много, стоит вспомнить небезызвестных Стивена Хокинга или Ричарда Докинза, но, наверное, успех Митио Каку кроется как раз в том, что он пусть и физик, но всё-таки мечтатель. Это отчётливо проглядывает в его книгах, особенно в той же «Физике будущего», в его восточном спокойном восхищении совершенством нашего мироздания.
Да, Митио в основном не придумывает ничего нового, а лишь подытоживает накопленные и разрозненные научные достижения, сплетает их в поразительном симбиозе и пускается дальше в будущее; да, временами он пишет поверхностно, но не стоит забывать, что это прежде всего научно-популярные книги, ориентированные на массового читателя.
И в своём новом бестселлере «Будущее разума» Митио Каку, наконец, собрал вместе все, что его так увлекает: физику, нейробиологию, психологию и размышления о будущем.
Книга состоит из трех частей, в первой из которых Каку просто, с присущим ему юмором описывает историю развития методов изучения мозга и наших представлений о нём – от гомункулуса (человечка, который жил в мозгу и принимал все решения) и средневековых вскрытий до функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Тут же автор даёт определение «пространственно-временной теории сознания»:
Cознание есть процесс создания модели мира с использованием многочисленных обратных связей по различным параметрам (температура, время, пространство) с целью достижения определенных целей (найти укрытие, еду или себе подобных).
Суть такова: если животные, например, создают модель мира в основном по отношению к пространству и сородичам, то человек идет дальше и разворачивает модель мира во времени, причем как вперед, так и назад. Человек единственный в царстве животных понимает концепцию «завтра» и вечно задается вопросом «А что, если…?», заглядывая при этом в будущее на недели, месяцы и даже годы, воображая эпизоды и объекты, не существующие в реальности.
Во второй части автор описывает уже существующие технологии, которые приближают нас к будущему. К примеру, фМРТ, позволяющая «читать мысли», отличать правду от лжи, наблюдая на экране томографа возбуждение в разных зонах мозга. Или электрокортикография (ЭКоГ), благодаря которой уже сейчас распознаются слова, произносимые мысленно, по сигналам, считывающимся непосредственно с поверхности мозга, что делает возможным печатание силой мысли. В будущем, как предполагается, данная технология пойдёт дальше и поможет читать и записывать не только слова, но и образы, музыку и целые реплики, что фактически делает возможным непосредственно полное чтение мыслей человека. Ставка в данном вопросе делается на нанотехнологии. Митио Каку указывает, что эмоции можно будет пересылать через нанозонды, установленные в лимбической системе и мозжечковой миндалине, на небольшой компьютер, который их обработает и перешлёт на сервер, а затем отправит в Интернет.
Тут-то и затрагивается совершенно удивительная тема: создание в будущем некого «брейн-нета». Мысли и эмоции, навыки, воспоминания и сны будут рассылаться по всему миру. Представьте себе совершенно новую социальную сеть, например, «Memogram», которая позволит вам делиться не просто фотографиями котиков и однотипными себяшками, а своим вчерашним сном, радостью или досадой?
И не будет ничего удивительного в том, чтобы записывать запахи, вкусы и тактильные ощущения, передавая их прямиком в нужные отделы мозга, чтобы создавать у человека неотличимые от реальности иллюзии. Загружать навыки (припоминаете «Матрицу»?), минимальные познания в каком-либо языке и т.д. Остается только догадываться, какие качественные изменения произойдут в туризме, киноиндустрии и в остальных сферах развлечений.
Да, звучит достаточно утопично и противоречиво, и все эти заигрывания с мозгом потребуют создания новых законов. Если можно тайно внедрить воспоминание о преступлении в мозг невиновного, то что вообще произойдёт с правовой системой? Что будет, если кто-то прочтет ваши мысли и украдет изображение? Можно ли патентовать мысли?
Фантастика фантастикой, но первые успешные эксперименты в этой области действительно уже существуют. Учёные составляют подобие карты зрительных образов и затем, регистрируя активность в разных точках мозга, по ней воспроизводят изображения, которые человек видит во сне. Фотографии и видеозаписи пока достаточно размыты, но важен принцип, а качество – дело техники. Развитие науки ускоряется и, как утверждает Каку, истории наподобие «Начала», где герой Ди Каприо играет мошенника, похищающего личные секреты из чужих сновидений, и «Цветов для Элджернона» Дэниела Киза с подстёгиванием интеллекта становятся реальными в будущем. Тем интереснее читать то, каким примерно способом, с чисто научной точки зрения, можно будет проникать в чужие сновидения или вовсе менять их природу, а также по желанию включать и выключать фотографическую память.
Слева отрывок одного из фильмов со Стивеном Мартином, а справа то же изображение глазами человека, который этот отрывок сейчас смотрит.
В третьей части автор идёт ещё дальше, увлекая нас в мир изменённого сознания, роботов, искусственного и внеземного интеллекта, а также многочисленных парадоксов и достижений в области квантовой механики.
Но главный переворот, о котором пишет профессор Каку, — это, конечно, сознание без материи и сверхчеловеческий разум, в основе которого может лежать как биологическая материя, так и машина, а может и вовсе некоторый симбиоз первого и второго. Автор скептически отзывается о суматохе, вечно разводимой в СМИ вокруг искусственного разума, который, мол, захватит в будущем род людской. В течение всей книги он приводит незаметные доводы в сторону того, что машина никогда не повторит элегантность живой материи, над которой так долго и усердно пыхтела эволюция.
Возвращаясь к теме сознания без материи, Каку пишет:
Возможно, в один прекрасный день разум сможет не только быть свободным от материального тела, но также будет способен исследовать Вселенную в виде чистой энергии. Идея, что сознание однажды будет свободно путешествовать к звездам, – это главная мечта. Как бы невероятно это ни звучало, это не противоречит законам физики.
Сложно не пойти следом за столь чудной идеей чистого духа, блуждающего среди звёзд и зарождающихся галактик. Тем более что автор предлагает сразу несколько вариантов воплощения данной задумки в реальность, а размышления его приобретают философский оттенок, балансируя между мимолётными рассуждениями о безликом Создателе, иллюзорности свободы воли и множественных реальностях. И кота Шредингера, и мертвого, и живого, не забудет упомянуть. Кажется, без него не обходится ни одна книга Митио Каку.