С белорусской фантастикой и фэнтези все очень непросто: хоть часть книг этого жанра можно найти в наших магазинах и на ярмарках несмотря на крайне маленький тираж большинства произведений, но чаще всего произведения не выходят дальше журнала «Самиздат». Есть и у нас несколько Мастеров с большой буквы, которые почётно держат марку отечественного фэнтази и отечественной фантастики, а некоторые из них по достоинству считаются классиками жанра.
Айзек Азимов
Конечно, многие скажут, что назвать этого человека белорусом можно с большой натяжкой. Ведь с 1923 года и до конца своей жизни, до 1992 года, этот человек прожил в США. Но родился он в местечке Петровичи Климовичского уезда Могилёвской губернии, в 1919 году. И потому мы с чистой совестью можем причислить его к нашему списку.
Легенда современной научной фантастики (НФ), неоднократный лауреат премий «Хьюго», «Небьюлы» и журнала «Локус», автор более чем 400 книг. Его заслуги перед жанром значительны: он изменил образ роботов в фантастической литературе – именно благодаря нему роботы превратились в высокоразумные механизмы и стали почти вровень с человеком.
Три значительные премии в области НФ, Азимов получил за повесть «Двухсотлетний человек», посвященная творческому и непредсказуемому роботу, который всё своё существование положил на то, чтобы стать человеком. Эту роль в своё время примерил на себя знаменитый актёр Робин Уильямс.
В 1950 вышла книга Айзека Азимова «Я, робот», состоящая из множества рассказал о человечных машинах. И именно там впервые появились 3 закона робототехники. Вспомнили про одноимённый фильм «Я, робот» с Уиллом Смитом?
Также стоит отметить циклы романов, как «Основание», «Сами Боги» и «Конец вечности».
Список не полный, но и этого достаточно, чтобы оценить вклад Азимова в развитие научной фантастики. Стоит лишь отметить, что книги этого автора подойдут, в основном, рьяным любителям девственной и чистой НФ без всякой примеси сказки и волшебства.
Юрий Брайдер и Николай Чадович
Эти два человека, конечно, хороши и сами по себе, но одна из их главных особенностей то, что самое замечательное в фантастике они сделали именно в тандеме.
Эти два соавтора были знакомы с детства. Они стали интересоваться фантастикой еще в подростковом возрасте, и, по словам Чадовича, пытались достать все, что только можно было найти.
Детское увлечение переросло в серьёзное дело, достойное наград. Неоднократные лауреаты премии «Странник», в том числе в жанровой номинации «Меч Руматы». Обладатели Гран-При фестиваля «Звездный Мост» за особые заслуги перед фантастикой. Также несколько их произведений входят в серию «Золотая фантастика».
Стоит упомянуть множество достойных совместных циклов: «Миры под лезвием секиры», «Охота на Минотавра», «Особый отдел», а также наиболее известное произведение – крупный роман «Гражданин Преисподней», повествующий о встрече героев из двух разных миров: постапокалипсисного и нашего.
Творчество Чадовича и Брайдера – это множество тем, начиная от альтернативной истории и заканчивая неким коктейлем из НФ и фэнтези. Любой читатель найдёт кусочек себе по вкусу.
Ольга Громыко
Непревзойдённый мэтр юмористического и иронического фэнтази. Можно сказать, что три страны «дерутся» за право назвать её своей почётной гражданкой. Родилась Ольга на Украине в городе Винница. Издавалась огромными тиражами в России (а сейчас, к слову, и в Чехии). Но закончила наш родной БГУ по специальности микробиология и имеет белорусское гражданство.
Стала известной Ольга благодаря своему циклу книг «Профессия ведьма». Именно это её произведение на международном фестивале «Звездный мост-2003» (г. Харьков) получило приз «Меч Без Имени» за лучший дебютный роман в жанре юмористической и остросюжетной фантастики.
Великолепное чувство юмора, яркие персонажи, интересные жизненные истории, грамотный и в тоже время доступный язык – всё это чудесным образом удерживает читателя. В книгах Громыко чувствуется знание славянских культур (в том числе белорусской), традиций, обычаев. В общем, можно не только посмеяться, но и задуматься над некоторыми тяжёлыми жизненными ситуациями.
Книги приятны для женской аудитории, особенно уже упомянутый цикл «Профессия ведьма», так как её героиня может служить образцом для подражания. Но и мужская часть читателей найдёт, чем себя заинтересовать: например, романом «Цветок Камалейника», получивший 2-е место в номинации «Крупная форма» на международном фестивале «Звёздный мост» в 2006 году.
Валентин Маслюков
Прославился Валентин Маслюков объемным циклом «Рождение волшебницы» в шесть книг: «Клад», «Жертва», «Потоп», «Побег», «Погоня», «Любовь». Это книги про любовь со всеми её оттенками, про превратности судьбы и про множество бед и передряг главных героев. Сюжет держится на описании славянского быта (выдуманная Слования содержит в себе черты разных славянских народов). Чувствуется отличное знание автором этнографии.
Книги пестрят древними словами, которые оживляются автором и приобретают свой, видимо, исконный смысл, хотя в бытовой речи давно его утратили.
Возможно, некоторым покажется слегка затянутым начало, то есть первая часть книги – складывается ощущение, будто бы «Клад» автор писал ещё не полностью уверенным в своих силах. Но после прочтения остаётся достаточно сильное желание узнать, что же будет дальше. Следующие книги читаются гораздо динамичнее, поэтому тот, кто преодолеет порог первой части, останется удовлетворен.
Ника Ракитина
Ника Ракитина стала просто настоящей сенсацией в литературном мире фэнтази и фантастики в 2008 году. Тогда она была признана лучшим молодым писателем-фантастом Европы на 30-й международной конференции фантастики «Еврокон-2008», проходившей в Москве. Её роман «Гонитва» просто поразил всех и вся.
Настоящее имя – Людмила Богданова, а родилась она 15 января 1963 в Беларуси. На данный момент проживает в Гомеле, имеет филологическое образование и работает учителем.
«Гонитва» мгновенно захватывает в первую очередь тем, что герои этой книги, не драконы, орки или вампиры, а существа из белорусской мифологии. Мир, похожий на Восточную Европу середины ХIХ века, воссоздан ярко и образно. Даже можно сказать, что вселенная напоминает Великое княжество Литовское – не зря ведь и мир называется Лейтава. Да и многие названия узнаются, как, например, прототипом Омеля является Гомель, родной город писательницы.
Роман «Гонитва» чем-то слегка может напомнить «Дикую охоту короля Стаха». Это более современный пример фантастического детектива. Чувствуется такое же хорошее знание истории и держащая читателя тайна. Так что любители Короткевича вполне могут заинтересоваться.
В 2011 у писательницы вышел новый роман «Ведьма».
Анатолий Дроздов
Родился в городе Чаусы Могилевской области в 1955 году. С 1978 года работал в различных белорусских газетах – от многотиражек до ведущих изданий страны. Журналист и член Союза писателей Беларуси. С 1988 по 1991 работал на факультете журналистики БГУ.
Очень важна была в жизни писателя военная служба в пограничных войсках и даже участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Именно поэтому сначала автор писал повести о военной карьере, а уже после стал пробовать себя в жанре фэнтези и альтернативной истории. Особенно хорошо у Дроздова получаются сюжеты о «попаданцах» — наших, попадающий в другие измерения или прошлое.
Анатолий начинал с детективной фантастики – роман «Изумруд Люцифера». Выпустил несколько книг в жанре альтернативной истории «Интендант третьего ранга», «Хозяин дракона», «Динарий кесаря». Прочитав подобные произведения можно побывать в кабинете у Сталина, в Киевской Руси или в Германии времён Второй Мировой. Увидеть как знакомые черты славянских мифов и легенд, так и непростые военные будни.