О чем подумаешь, когда услышишь «кинофестиваль»? Возможно, о Каннском. В крайнем случае – о Берлинском. В белорусских реалиях говорить о кино (а уж тем более о фестивалях) у многих не поворачивается язык. Ведь белорусское кино как единорог. Хотя скорее как динозавр, который вымер где-то в эпоху «Лесной были», частично возродившись в облике «Шчарбатага талера», «Дунечки» и им подобных. Но не верьте снобам, которые говорят вам об этом. Они просто несведущи и невежественны. Белорусская тенденция такова: кино снимается, но не выпускниками-режиссерами. Белорусское кино нужно искать, выкапывать, само оно никогда вам не покажется в силу отсутствия пиара или политических мотивов. Хотя «Любовь и партнерство» уже могло бы со мной поспорить. Именно для жаждущих белорусов, которым интересно молодое (в том числе белорусское) кино, и был сделан фестиваль короткометражного кино Cinema Perpetuum Mobile. Он проводится уже шестой год подряд, но все равно многие о нем, к сожалению, ни разу не слышали.
У CPM очень много шансов понравиться широкой аудитории: фильмы короткие, темы разные, жанры тоже разные. Короткометражное кино в принципе всегда рассчитано на «блицкриг» в отношении зрителя. Если полный метр – это раствор, то короткий – эссенция мысли и эмоций. Да и места показов всегда более уютные, чем камерный зал кинотеатра, где все боятся даже кашлянуть. Хотя в прошлом году фестиваль несколько раз занимал кинотеатр «Победа», но вы только представьте: полупустой зал, вы занимаете любое место и кидаете рюкзак на соседнее кресло, вокруг видите несколько знакомых лиц, вам показывают короткие эмоциональные фильмы, под которые есть попкорн – это настоящее кощунство.
В этом году фестиваль стал более компактным и скромным: и дней меньше, и размах не тот. Но это не отменяет того факта, что кино показывают стоящее. Если перед обычным походом в кинотеатр вы оцениваете свое настроение, чтобы подобрать нужный фильм, то с просмотром короткого метра вы никогда не угадаете. Скорее уж ваше настроение подстроится под каждую отдельную картину. И даже если вы думаете, что документальное кино всегда повествует о страданиях и боли, то CPM уже и здесь смог порвать шаблон. Пятого числа был представлен жизнеутверждающий фильм «Жизнь как ризома» о молодом человеке из Бразилии, который играет в симфоническом оркестре, любит природу и делает уникальные велосипеды из бамбука. Впрочем, CPM способен удивить зрителя в любой из секций. Будь то анимационное кино, игровое или документальное, экспериментальное или мультимедийное.
А дальше только интересней. Зритель, пропустивший первые дни фестиваля, все еще может успеть наверстать упущенное на этих выходных, наслаждаясь не менее насыщенной программой.
8 апреля, суббота
12:00-17:00
Балтийская программа
С самого первого года существования на фестивале СРМ организаторы показывают партнерские программы, в сотрудничестве с зарубежными кураторами. На этот раз будут представлены подборки короткого метра от партнеров из балтийских стран — фестивалей и культурных организаций Литвы, Латвии, Эстонии.
Зрители смогут увидеть, какие темы, проблемы интересуют молодых авторов из соседних стран на примере анимационных, игровых и документальных работ. Каждая программа состоит из подобной подборки по 1,5 часа. А если посмотреть все за раз, можно будет увидеть более полную картину о жизни в балтийских странах, менталитете, схожих и различных чертах наших соседей. И конечно, составить свое мнение о состоянии кинематографа.
17:00-19:00
“Ирония и правда”
Беларусская конкурсная программа объединила 3 документальных и три игровых фильма под общим названием “Ирония и правда”. Тем самым, заявляя о том, что зритель увидит и правду окружающей нас реальности, так и ироничное отношение к ней, без которого в наших реалиях никак не обойтись. Все документальные фильмы будут рассказывать личные истории героев, а уже в игровых можно будет увидеть как сюрреалистичные, так и мифологические пространства.
19:00-22:00
Belaruski No Wave
В течении последних лет можно наблюдать, как авторы по всему миру все чаще стараются сочетать в своих работах средства выразительности «старого» кинематографа, видеоблогов, фотографии, интернет-сериалов, арт-перфомансов и видеоарта. Как интернет-культура, новые компьтерные технологии и пост-кино отражается на работах наших авторов? Где находится граница между жанрами и нужно ли ее искать?
В Ютуб-сериале от ТемаVidos зрители смогут открыть для себя беларусских “The Girls” и Лину Данхэм, включатся в эксперимент с визуальным восприятием вместе с работами Гены Буто, откроют для себя с новой стороны фотографов Александра Васюковича, Максима Сарычева, Сергея Гудилина, увидят деноминацию в 3D маппинге. После показа можно будет поучаствовать в дискуссии о “новом аудиовизуальном” при поддержке Каролины Поляковой, участницей видеокоманды 34mag.net.
22:00-23:30
Игровое кино
Ограничение времени и бюджета позволяет выйти за границы привычного, освобождает от необходимости просчитывать коммерческую судьбу фильма, даёт большую свободу в выборе темы и её реализации. Поэтому только естественно, что в игровую программу вошли очень разные фильмы.
Режиссёр фильма «Лавина» вдохновлялся снафф-видео со сценами каннибализма, но в итоге создал эмоциональную историю о разрушительной страсти и границах позволенного в искусстве. Не только минчане любят пожаловаться на свой город, поэтому им может оказаться особенно близок фильм «За стенами», где маленькая девочка замечает необычное в своём сером, заурядном квартале. Идея другого фильма заключается в том, что жителей Штутгарта начинает терроризировать неизвестный в костюме клоуна, при том часть сцен был сыграна, а часть — документальные съёмки скрытой камерой. Граница документального и игрового кино размывается, и это отмечают на всех кинофестивалях. Так или иначе, за исключением обаятельной, старомодной стимпанковской мелодрамы «Мечта часовщика», все фильмы программы прежде всего рассказывают о современности и о том, как человек пытается к ней приспособиться, или изменить её. Точно так же и составители любой фестивальной программы надеются, что им удастся словить дух времени. Но решать, конечно, будет зритель.