Премьера «Высотки» Бена Уитли уже давно состоялась в кинотеатрах Минска, однако мысль написать про данное кино пришла только сейчас, когда среди знакомых я стал все чаще слышать негативные отзывы о картине. В основном люди говорили одно и тоже: «слишком пошло», «непонятно», «жестоко» и «аморально». Именно таким людям этот текст и посвящается. Точнее тем из них, которые хотя бы досидел в кинотеатре до титров.
Сатирическая антиутопия «Высотка» снята по роману знаменитого британского фантаста Джеймса Балларда, работы которого уже были экранизированы ранее. Почти каждый кинолюбитель видел и «Империю солнца» Спилберга, и «Автокатострофу» Кроненберга. Роман «Высотка» же долго считался непригодным для экрана, хотя попытки его экранизировать были еще в прошлом веке. Продюсер Джереми Томас выкупил права на книгу практически сразу после ее выхода, а режиссером должен был стать Николас Роуг. Из этого, как можно догадаться, ничего не вышло и даже после нового человека на режиссерском посту – до Бена Уитли картину также мог снять Винченцо Натали. В итоге «Высотка» ожидала своего фильма 40 лет.
И ни в коем случае нельзя сказать, что она потеряла свою актуальность. Сюжет романа, написанного в 75-ом году, не стали переносить в наше время, что стало большим плюсом для картины.
https://www.youtube.com/watch?v=10x-8fiy98I
Коротко о сюжете. Физиолог Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) только что въехал в квартиру на 25-м этаже новой «высотки». Она представляет из себя настоящее миниатюрное государство, в котором можно существовать, не покидая территории здания: магазин, спортзал, бассейн, детский сад – все на месте. И, конечно, своя социальная пирамида: чем ты богаче, тем выше ты живешь – все просто. Первые этажи занимают многодетные семьи, часто просрочивающие оплату, по центру, где и поселился главный герой, зажиточный средний класс, а знаменитости и богачи обитают под пентхаусом местного демиурга – архитектора Энтони Рояла (Джереми Айронс), который и является автором проекта «Высотка».
Но однажды утопия, построенная Роялом, рушится прямо у него под ногами, когда одна из множеств вечеринок заканчивается суицидом, а жалобы на засорившийся мусоропровод и перебои с электричеством (а также на слишком высоко задранные носы жильцов сверху) перерастают в настоящую революцию – кровавую, беспощадную и безыдейную.
Режиссер Бен Уитли, как и автор первоисточника, показывает социальное неравенство, казалось бы, равноправного общества в мире «высотки». Однако ни в книге, ни в фильме нет добрых и злых, правых и неправых – каждый социальный класс по-своему безобразен и жесток. И только герой Хиддлстона находится между ними и старается до последнего сохранять нейтралитет в этой классовой войне. В этом и кроется жирный минус – если добрую половину фильма мы наблюдаем за тем, как Лэнг пытается приспособиться к новому для него миру и убегает от боли утраты близкого человека, то к концу он уже уходит на второй план, уступая место человеческой жестокости и трэшу, который выливается вместе с ней. А ведь доктор не так уж и прост. Его прошлое остается скрытым от зрителей в так и не распакованных коробках с вещами (в которых, по словам Лэнга, спрятаны «секс и паранойя») так же, как и его личность. В один из тех редких моментов, когда действие переносится из «высотки» на работу Лэнга, нам показывают, как при помощи скальпеля он легко стягивает кожу с лица трупа перед студентами. Особо невнимательным зрителям, которые не придали значения данной сцене в начале фильма, дают понять, что это метафора и на общество в «высотке», и на самого Лэнга, когда данный кадр еще раз мелькает перед глазами в момент его катарсиса.
Вот только в «Высотке» так красиво и аккуратно показаны всевозможные пороки общества, что они могут не только отвлечь от переживаний за главного героя, но и ненароком влюбить в себя – что, видимо, и произошло с авторами картины. Этому способствует прекрасный актерский ансамбль. Яркие и проработанные образы окружают условное главное действующее лицо – героя Тома Хиддлстона. Одним из друзей-соседей становится Люк Эванс и его неуравновешенный режиссер-документалист Уайлдер. Его беременная жена, роль которой исполняет Элизабет Мосс, также оказывается одним из ключевых персонажей для преображения доктора Лэнга в только что открывшемся для него мире. Достаточно экранного времени занимает и Джереми Айронс в роли архитектора «высотки», как и его окружение, состоящее из высокомерных акдвокатов, знаменитостей, предлагающих прохожим свои автографы, и прочей буржуазии из «семей аристократов» вроде его жены, которая катается на лошади на крыше 40-этажного здания.
Самые интересные персонажи — первые знакомства Лэнга, Сиенна Миллер в образе нимфоманки и матери-одиночки Шарлотты и ее сын-вундеркинд. Малыш Тоби несет куда более значимую роль, чем может показаться вначале – именно он разоблачает лицемерие главного героя и «смотрит в будущее» через свой калейдоскоп. А мы все помним, что мальчик видит в итоге через свою трубку – убийство. И точно такого вердикта, по мнению литератора Балларда, заслуживает общество.
Но если сама идея может показаться достаточно банальной, так как вы и без того регулярно сталкиваетесь с подобной классовой борьбой, вы все равно оцените работу съемочной группы. Визуальное составляющее «Высотки» может вызвать у многих желание подробнее изучить идеальный ретрофутуристический мир многоэтажного здания до того, как начнется массовая резня. Да и последняя показана с такой любовью и восторгом, что даже после побоища все еще может остаться желание стать соседом Лэнга. Но это быстро проходит, когда пелена от восторга и ужаса на глазах спадает и на красивой картинке наконец удается разглядеть всю образность и метафоричность действия. Похожее вы ощущали и после просмотра/прочтения «Американского психопата», и после «Заводного апельсина», снятых и написанных для своего времени. Вот только «Высотка» все же отличается от них тем, что она не теряет актуальность по сей день.