Алесь: Инициатива создания «ТакТак», наверное, была моя. Мы с Машей переписывались и решили собраться ответственными людьми, так сказать. В основном в среде художников творится хаос, и мы решили развеять все мифы и систематизировать работу. Поэтому и название выбиралось три месяца (смеются). Приблизительно из четырех сотен вариантов «ТакТак» было третьим. Но в этом заголовке есть смысл, просто Маша об этом, наверное, до сих пор не знает. Когда близкие мне люди хотят какого-то полного утверждения – используют слово «так», а когда, к примеру, моя бабушка говорила что-либо со 100% уверенностью – говорила «Так-так».
Мы подошли к этому вопросу как к нейму, прошарив всё по хостам, обращаясь к seo-поддержке. Всё это было очень важно, уделяли этому должное время, чтобы это находилось нормально.
Маша: Ко времени формирования нашей команды у каждого участника уже хватало какого-то багажа самовыражения. И с этим нужно было что-то делать, направляя его в определённое русло. Рисовать-то все умеют, а вот чтобы это было легально, красиво и в больших масштабах, приносило прибыль – необходима структура. Наша «структура» объединила людей, не разделяя их на главных и второстепенных. В плане бизнеса это, скорее всего, не самый выгодный вариант, но иначе у нас быть не может. Да и, на самом деле, вместе веселей.
Алесь: Я с детства делал почеркушки дома. А затем в 1999 появился хип-хоп и брейк-данс, а вместе с ними и интерес к граффити. Начинали мы с ребятами по классике с брейк-данса. Кто-то пил пиво, а мы брейк в брестском районе танцевали. Прогуливали уроки, ездили в Брест, смотрели на разрисованные поезда. Так и учились, иной информации тогда не было. В брестском районе у нас была своя группировка на тот момент – FZK, потом появилась KontraMenska (KNTR), а уже позже я стал рисовать в одиночку. Когда мы с ребятами начинали развиваться, то поначалу было трэшовенько. Как и все, наверное, писали на стенах какие-то имена. Граффити сподвигло меня поступить на архитектурный. Творчество сильно зацепило меня, и именно архитектурный мне во многом помог. Там же я и познакомился с Машей: через БНТУ и благодаря нашему общему знакомому.
Маша: У меня всё поприличнее было. Много рисовала, чаще что-то совсем небольшое, училась в художественной школе, поступила на архитектурный. Окончила его в прошлом году, устроилась на работу архитектором, рисовать не перестала, а стрит-арт решила попробовать для себя как один из способов самовыражения: другая техника, другие масштабы. С Алесем за время учёбы особо не общались, лишь в прошлом году пересеклись случайно.
Алесь: Вернее, нас, вероятно, пересекла ответственность подхода к работе. Наш проект существует с марта этого года. Это если не брать в учёт то время, за которое мы придумывали название. Мы делаем упор на стрит-арт и роспись стен в помещениях. Думаю, что без поддержки друзей и родственников мы, скорее всего, не занимались бы подобным. Прибыль, конечно, какая-никакая имеется, но её определённо недостаточно для того, чтобы не задумываться над вопросом: «Что же делать?». Интересных проектов хватает. За какой-то проект берешься просто так или же за бартер, за деньги, за идею. По-разному получается. Проблема в том, что, помимо стрит-арта и иллюстраций, нас интересует и многое другое.
Маша: Ситуации разные случались и случаются. Будь то переделка с местными или же с милицией. Конфликты происходят каждый раз хотя бы с одним человеком, особенно если ты занимаешься работой на улице. Пока нет конечного результата и работа находится на стадии наброска – у жителей столицы возникает множество вопросов и мнений.
Алесь: Недавно мы рисовали стенку по мотивам сказок на Стахановской. Заказали этот проект сотрудники ЖЭСа и товарищество. Заказчики сбрасывались на краску для работы. И вот такая картина предстаёт перед нами: жильцы с четвёртого этажа договариваются о проекте, а с первого — вызывают милицию. Абсурдно немного, но мы уже привыкли к подобному. Когда делаешь что-то публичное — всегда возникают вопросы. Так как этот проект был практически на волонтёрских условиях (краска и всё), то образы для стен предлагал я. Работу сделали за один день. Спустя определённый промежуток времени собрались мы компанией художников порисовать для себя. Я вспомнил про эту детскую площадку, и мы удлинили стену с помощью образов на тему белорусского эпоса. Думаю, ещё поедем. Там все уже не против, поступали заказы на трансформаторные будки. Так аккуратно и не спеша от Тракторного завода до центра города доберемся (смеются).
Маша: Под нашу руку попадали не только стены, но и сумки, комоды, кружки, магниты, велосипед, мы разрабатывали дизайны принтов. Не хватает часов в сутках, чтобы всё задуманное успеть, многое нравится делать. Сейчас в плане заказов мы скорее работаем как сарафанное радио: кому-то помог реализовать идею – его знакомые захотели себе подобное.
Алесь: Если выполняешь работу на заказ, то многое на самом деле зависит от заказчика. Недавно проходил второй фестиваль стрит-арта «Vulica Brasil» в Минске, и это было действительно шикарно во всех отношениях. Организация на должном уровне. Предлагал эскиз совы-сипухи я, мы согласовали его. И я, грубо говоря, абсолютно не напрягаясь, занимался тем, чем действительно хотел, себе в удовольствие.
Маша: За время существования у нас уже было немало проектов. Тут и знаменитые Мартовские коты, по которым устраивали квест в столице. Получилось очень интересно, отличная поддержка СМИ вышла. Тут и подъезд в образе Сан-Франциско. Наверное, это единственная работа, которую мы выполняли одновременно втроем. Парень живет в этом городе, приезжает периодически в Беларусь. Решил сделать Сан-Франциско в Минске.
Из свежих проектов: украсили интерьер студии дизайна Good design, фасад Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Алесь: Для кого-то подобная деятельность — это искусство, для кого-то — спорт. Мы считаем себя всё-таки частью современного искусства. Но вопрос тут в том, что считать искусством как таковым. Если брать во внимание то, что это видит каждый (нельзя, наверное, так говорить), но выходит так, что в прямом смысле это заслуживает большего внимания. Ведь люди видят наши работы каждый день. Одно дело выставка, куда люди приходят по собственному желанию, а улицы — это совсем другое. Приходится с ещё большей ответственностью подходить к работам. Но, с другой стороны, ты же не спрашиваешь у каждого: «А можно я тут порисую?».
Маша: В нашей голове уже огромное количество проектов, и если взяться за все и начать их реализовывать, то времени никогда не хватит. Но ты понимаешь, что все делать и не нужно, они просеиваются сквозь время, как через сито, и ты оцениваешь: чему стоит уделить должное внимание, а что отбросить.
Алесь: Нам хочется, чтобы нас идентифицировали. Минский стиль. Он встречается в разных вещах, но все либо не могут его принять, либо его стесняются. Белорусы достаточно стеснительный народ, но белорусский стрит-арт всё-таки развивается, особенно благодаря фестивальным проектам. Думаю, что шесть фасадов за две недели во время фестиваля «Vulica Brasil» – это неплохой результат. Можете также следить за проектом Urban Myths, в рамках которого приглашенные художники из разных стран знакомятся с нашим городом, а затем отражают свои идеи на фасадах зданий Минска.
Фото: Дарья Лобанова, сайт «ТакТак»
Работы Алеся и Маши вы можете посмотреть в их группе ВКонтакте.