– Расскажи о том, как ты устроился на работу в заведение премиум-класса, как проходило твое собеседование?
– Мой знакомый работал официантом в таком заведении. Я не раз слышал, что он хорошо зарабатывает. Подвернулась возможность пройти с ним стажировку. Я пришел туда и довольно долго, скажем так, стажировался. Хотя по сравнению с другими ребятами очень быстро: три недели – и меня приняли в коллектив. В этой работе главное требование – приятный внешний вид. Никаких особых ограничений или запретов (например, отсутствие татуировок) нет. Никакого собеседования или проверки у меня не было. Я просто встретился с директором, она сказала, что моя внешность ей подходит, и все. Далее смотрели лишь на результаты моей работы.
– Какие позитивные стороны есть у этой работы?
– Официант неплохо зарабатывает – это главный плюс. Я же ради денег туда и шел. Я учусь, а во время учебы сложно найти какую-то работу, не связанную с общепитом. Общение с людьми – тоже плюс. Так как заведение было высокого уровня, то и люди туда приходили не простые.
– А что бы ты отнес к негативным?
– Люди, у которых много денег, не все, но минимум половина (понятное дело, все зависит от воспитания человека), считают, что им все дозволено. Они думают, что все можно купить. Есть такие люди, которые относятся к тебе, как к рабу. Считают, что если ты там работаешь официантом, то ты должен чуть ли не ноги ему целовать. Такое происходит очень часто, и это крайне сложно преодолевать. Необходимо быть очень стрессоустойчивым. Порой хочется ответить, но ты понимаешь, что такая твоя работа.
Также в нашей работе самое обидное – когда у клиента был очень большой счет, не на одну тысячу долларов, а выше, а чаевых не оставили. Ты весь вечер разливаешь напитки, раскладываешь еду, шутишь, улыбаешься, общаешься, а по итогу тебе не оставляют ничего или дают меньше процента. Они уходят, улыбаются тебе, прощаются. Ты понимаешь, что у этих людей есть деньги, но такова особенность нашего менталитета – не благодарить.
– Как можно адаптироваться к подобному отношению?
– Эта работа не для каждого. Кто-то может промолчать и удержать все в себе, кто-то не может. Со временем учишься, понимаешь, как можно культурно «посадить человека на попу». Например, когда свистят, подходишь и говоришь, что ты не собака, чтобы кто-то свистел. Такое замечание не выходит за рамки вежливого общения официанта с клиентом.
– С какими просьбами к тебе обращались?
– С совершенно разными. Меня просили делать разные вещи: начиная с того, что входит в мои обязанности, до «найди мне шлюх».
– Так что же самое тяжелое в работе официанта премиум-класса?
– Это ответственность. Люди приходят и оставляют большие деньги. До того, как я пришел в общепит, я вообще не представлял, что в Беларуси есть такие состоятельные люди. Они тратят за пару часов больше, чем некоторые зарабатывают за год.
– Какие люди посещают подобные заведения? Есть ли фильтр, через который не каждый пройдет?
– Это было караоке-заведение премиум-класса. Поэтому первое, на что смотрели при входе – это дресскод. Человек в майке и джинсах сможет зайти, наверное, только если он постоянный клиент. И если человек оставит много денег, то заведению не выгодно его не пускать. Второй фильтр – это платный вход. Не каждый человек согласится отдать 50$ только за то, чтобы войти. И это за одного человека. А если там целая компания – надо заплатить за каждого.
– Расскажи о своей зарплате. С чего идет твой основной доход?
– Чаевые. Зарплата там мизерная, на самом деле. Никаких процентов от продаж. У нас был общий чайник. Когда он общий, то работа лучше поставлена. Люди сидят в чистоте, ни у кого не стоит пустой посуды, бутылок. Все присматривают за столиками друг друга. по сути это общий зал, ты смотришь за всеми столами одновременно. потому что когда работаешь только на свои чаевые, то нет смысла смотреть, что там у клиентов твоего коллеги на столе. К сожалению, даже в таких заведениях не все оставляют чаевые. Мой друг ездил в Америку и четыре месяца работал официантом. Чаевые там – минимум 15% от счета. И это в том случае, если человеку не понравилось. Если понравилось – 30, иногда 100%. За четыре месяца он заработал 12 тысяч. Даже по американским меркам это много.
– Сколько ты уносил с чаевых в том заведении? Какой был минимум и максимум?
– Как ничего, так и больше пятисот долларов. Всего было пять официантов, получается, что чайник был две с половиной тысячи долларов. И это только за одну смену.
– Какие необычные случаи ты можешь вспомнить?
– Был случай, когда учредители одного казино в Минске взяли и пустили веером сто тысяч. Или, например, пришел человек, невзрачный такой, в майке, в джинсах. Подзывает тебя и говорит: «Принеси скорее, пожалуйста, бутылку газированной воды». И дает тебе сто долларов. Неплохой стимул, да? К нам приходят иностранцы, чаще всего они щедрые. А вот кавказцы жадные.
Бывало, что девушки, пришедшие в компании мужчин, начинали совершать неприличные акты. Или парень с девушкой уходили в туалет и долго оттуда не возвращались. Реакция администрации на такое поведение зависит от того, сколько клиент оставляет денег. Если мало, то «прекратите, это же неприлично», если много, то их никто не трогает. Если все происходит прямо на зале, то охрана делает замечания.
– Как реагируют клиенты на такое?
– Никак. «Рассчитайте нас» и уходят. Либо снимают VIP-комнату. Это закрытое помещение с кнопкой вызова официанта. И на то время, на которое они сняли эту комнату, они могут делать практически все, что захотят.
– Возникали ли конфликты с клиентами?
– Бывало, что те же кавказцы наезжали на меня, потому что я как-то не так посмотрел на их девушку. Ты просто улыбаешься, потому что это твоя работа, им это начинает не нравится. Они начинают гонять тебя, оскорблять. Но в том заведении была сильная охрана. И помогали отличные взаимоотношения в коллективе. Охрана постоянно следила за порядком на зале, и если кто-то переходил грань дозволенного, то его могли просто вывести.
– А где в таких заведениях грань дозволенного?
– Словесные оскорбления не так брались во внимание, как физическое действие. Если кто-то начинал даже замахиваться, тогда у посетителя начинались проблемы. Но все зависит от заведения. В некоторых из подобных ресторанов охрана никчемная.
– Приходят ли девушки одни в такие заведения?
– Да, были такие, которые приходили повеселиться, попеть. Были и завсегдатаи, которые приходят поживиться за чужой счет. Они иногда даже не платят за вход, их пускают просто так. Забавно наблюдать, когда девушка приходит, и у нее поначалу очень скромный заказ. Обычно они берут чай или кофе. Потом к ней подсаживается состоятельный мужчина, и она начинает заказывать элитный алкоголь, вести себя очень важно.
– Научили ли тебя быть незаметным официантом?
– Да. Но во всех случаях необходимо подстраиваться под клиента. Официант – это психолог по сути. Кому-то нужно внимание, и ты должен ему его уделять, кому-то необходимо, чтобы ты был незаметен.
– Нравится ли тебе твоя работа?
– Получаю ли я от нее удовольствие? Нет. Потому что порой приходится много терпеть, перешагивать через себя, душить эго. Но я точно заметил, что до этой работы я был замкнутым человеком, теперь же я более раскрепощен. Стало проще заводить разговор с людьми, я перестал быть скованным в движениях.
– Кто ты по образованию?
– Я закончил колледж на техника-технолога. А сейчас учусь в вузе на инженера-педагога. По окончании обязательно сменю сферу деятельности, убегу из общепита.
– Ходишь ли ты сам в заведения Минска? Замечаешь ли ты ошибки в обслуживании официанта?
– Да, с первых секунд. Начиная с того, как к тебе подходят, как говорят, что говорят, с какой стороны кладут приборы, с какой руки ставят тарелку… Это же все важно. Но я всегда оставляю чаевые. Потому что знаю, что это такое.
Иллюстрации: Анна Кулакевич