Два конкурсных дня были набиты событиями под завязку: с полудня до ночи с короткими перерывами шла конкурсная программа, где соревновались косплееры, танцоры, вокалисты и виддеры из Беларуси и СНГ. Отдельно в фойе — выставки конкурсных работ фотокосплея, фанарта и шарнирных кукол. Грешным делом можно подумать, что «Хигану» хватает только фанфиков, но их отсутствие, пожалуй, объяснимо: организаторы и судьи вряд ли справились бы с огромным наплывом участников, несущих литературные труды не только на конкурс, но и просто ради бесплатного входа на фестиваль. И без них, впрочем, эти два дня вышли очень насыщенными: ни одно выступление не казалось затянутым, костюмы радовали бесконечным разнообразием, зал пищал в голос от завуалированных гомосексуальных намеков в сценках.
В целом «Хиган», сколько бы людей он ни собирал, неизменно производит впечатление дружеского междусобойчика: веселые ведущие, одетые героями «Пятого элемента» (рыжая Лилу и тот самый стервозный шоумен Руби в комплекте), поют и танцуют по просьбам из зала, люди, узнающие друг друга по косплеям, обмениваются внутрифандомными шутками, кто-то в последнюю минуту ищет (и находит) в толпе детали реквизита. Одной из лучших постановок фестиваля стала безумная кроссовер-сценка с участием Покемонов, Остина Пауэрса и Скрепки из Word 97-2003, а от «видеокосплея» с участием хлебушка-Дэдпула и элементами «Чужого» не пустил бы слезу истерики только самый черствый сухарь (извините за каламбур).
Раньше фестиваль назывался иначе: он был и «традиционной и современной японской культуры», и просто «современной японской культуры и аниме», а в последние годы стал «восточноазиатским», так как объединил не только праведных отаку, но и ценителей культуры Кореи и Китая. «Хиган» с каждым годом расширяется не только географически, но и по форматам, которые собирает под одной крышей. Сценический косплей по японским аниме и манге по-прежнему остается сердцем фестиваля, но в этом году его серьезно потеснили кино и видеоигры. Благодаря последним «Хиган-2015» стал отчасти напоминать тот же UniCon: на каких-нибудь двадцати квадратных метрах фойе помимо персонажей аниме можно было встретить Бэтмена, Довакина из Skyrim, эльфов из «Хоббита» и боевых красоток из League of Legends с джедаями на закуску. Кто-то из уже упомянутых отаку жестко критикует «Хиган» за такое глобальное расширение границ, но если расценивать фестиваль прежде всего как кросскультурную площадку для людей, которые приходят обменяться опытом и получить положительные эмоции, а не как ежегодную встречу узкого круга фанатов Японии, то тенденция это скорее положительная.
Впрочем, эти перемены можно объяснить и проще: к юбилейному десятому году фестиваля организаторы «Хигана» действительно подготовились на славу. Технических неполадок с техникой, звуком и видео, обычных для предыдущих «Хиганов», в этот раз практически не было: самые серьезные разлады в расписании вызывала разве что непунктуальность самих участников, время от времени демонстрировавших «невидимый косплей». К отбору героев конкурсной программы в этом году тоже отнеслись иначе, поставив во главу угла качество, а не количество. Благодаря этим мерам (и впервые) не разочаровал ни один вокальный номер. Костюмы тоже стали заметно лучше — правда, ценой уже упомянутых преобразований в сторону западной массовой культуры. Сложно, впрочем, осуждать организаторов, выбравших сложные и профессионально исполненные косплеи из сферы гейминга, а не простые и порой откровенно халтурные японские «закосы», исполненные в готовых костюмах с Aliexpress. Благодаря отсутствию последних на «Хигане-2015» действительно было на что поглазеть, чему порадоваться и чем вдохновиться.
Фото: Дарья Бабенко