Начиная рассказ о Museum aan de Stroom (МAS), невозможно не уделить хотя бы пару слов Антверпену. Ведь девиз этого музея: «Антверпен в мире и мир в Антверпене». Экспозиция рассказывает, откуда возник и куда направляется этот город, охватывая восемь временных поясов, континенты и страны, с которыми связано его прошлое, настоящее и будущее.
Столица Фландрии – мощный город-батарейка. Это место дает необыкновенный заряд жизни. Если ты хоть раз побывал там, если ты хотя бы попытался проникнуть в тайну сердца Европы, то будешь чувствовать его на расстоянии. Будешь заряжаться воспоминаниями об Антверпене в самые тревожные и мутные дни. И возвращаться туда мысленно, и бродить по любимым улочкам с помощью google-map. Чтобы ненадолго заново обрети даримую этим городом полноту жизни, несокрушимую радость бытия.
Что же особенного в Антверпене? Возможно, именно на этот вопрос и отвечает Музей на реке. Сравнительно молодой (открытый в 2011 году), но уже один из главных и любимых музеев города, его символ, наравне со знаменитым замком Стен и гильдиями площади Гроте-Маркт. Шепотом добавим – как Эйфелева башня. Шепотом, потому что антверпенцев обижает вечное сравнение их города со столицей Франции. Возможно, они правы: Антверпен ни на что не похож, ни в каких сравнениях не нуждается. Как и все, что мы любим, никогда не нуждается в сравнениях.
MAS – сложный современный музей, он, как толстый роман-кирпич, совмещает в себе сразу несколько «жанров». В его причудливом здании, похожем на огромную конструкцию из лего, располагается музей города, музей порта Антверпен и корабельного дела, музеи народных ремесел и истории религии. Еще здесь всегда проходят несколько временных выставок. К этому прилагается 10 этажей смотровой площадки, на каждом из которых по-особенному открывается панорама города. На первом этаже модное кафе, на крыше – ресторан высокой кухни.
MAS – величественный ледокол, который движется из прошлого в будущее, увлекая за собой весь остальной город, его жителей и гостей. Именно этот корабль был необходим Антверпену, месту с избытком прошлого, каждый переулок которого насыщен концентратом истории. Это плаванье в будущее было необходимо центральным улочкам, увивающимся вокруг собора, тенистым бульварам, расположенным на месте старинного крепостного рва, церквям, дворцам и пивным, где все неизменно десятилетиями, где можно почувствовать дух средневековья и встретить призрак Ван Дейка.
Здание «Музея на реке» – тщательно спланированный, воплощенный с бельгийской безупречностью и кропотливым вниманием к деталям арт-объект. Когда-то здесь, на берегу Шельды/Эско, был заброшенный портовый док. В 1999 году прошел международный конкурс проектов музея. Для его строительства из Индии привезли красный песчаник. 60-метровый небоскреб возвели по проекту голландского архитектурного бюро Neutelings Riedijk. Музейные помещения сосредоточили в середине здания, винтовые лестницы вынесли на фасады, обрамив их толстым волнистым стеклом обзорных площадок. Снаружи здание украсили символическим изображением руки, которая по легенде – символ города и его гостеприимства для всех без исключения.
MAS не только является арт-объектом, современное искусство безраздельно царит в нем. Именно оно задает здесь правила игры, выстраивает экспозиции, подчиняя экспонаты и сам принцип их представления своей логике: игры, иронии, тактичного и неутомительного информирования, тщательно спланированных пустот и свободы.
Второй этаж музея – открытое для посетителей хранилище. Инсталляция запасников, возможность безнаказанно проникнуть во «вход для персонала». И вот ты уже движешься среди огромных стеллажей, на полках которых в полумраке спят, дожидаясь своего часа, фарфоровые вазы, наборы столового серебра, астролябии, карты, макеты каравелл.
Власть, престиж и символы; жизнь и смерть; порт и метрополия мира, – вот основные темы выставок, стремящихся выразить город и его участие в кровообращении всего мира. Каждым своим этажом MAS рассказывает еще и большую историю о возможностях музея, о стиле и приемах путешествия в прошлое через отдельные, тщательно продуманные детали. Здесь все важно: эскалаторы, движущиеся вдоль стен с фотографиями и пояснениями к выставкам, вид города, меняющийся при перемещении с этажа на этаж, неторопливое, ненавязчивое, очень чуткое раскрытие любой темы. Ровно настолько, чтобы заинтересовать посетителя, озадачить, задать вопросы на будущее, но не перегрузить и не утомить избыточной информацией.
Экспозиция, как и само здание, уделяет особое внимание сосуществованию разных традиций, времен, культур. Светлая фламандская готика соседствует здесь с щедрым бельгийским модерном. Белое кружево оттеняет узоры черных балконов. В одном соборе города проходит выставка современной художницы, размышляющей о потреблении. В другом католическом храме разбит палаточный лагерь беженцев из Афганистана. Музей Рубенса отлично дополняют граффити богемного района Зюйд. Прошлое уживается в настоящем и не противоречит будущему. Разные религии соприкасаются в этом городе, люди со всего мира живут в Антверпене, совместно слагая его историю. Этаж за этажом, MAS очень тактично наводит на мысль, что именно в дружественном сосуществовании неожиданных и разнородных элементов, культур, традиций и времен, в соседстве без противостояния, с устранением любых возникающих неурядиц, и заключается секрет сердца Европы. Вполне возможно, именно в дружественном объединении многих разнородных элементов и есть та самая тайна Антверпена, города-батарейки, вспомнив о котором, снова начинаешь любить жизнь.