Белорусы ломают стереотипы. Если в прошлом году массовое мероприятие вынуждало желающих платить за вход, то в этом году «Ночь музеев» – вовсе и не ночь, а лишь вечер. В основном программа музеев начиналась с 19:00 и заканчивалась в 24:00, а если повезет, то максимум в час. Также организаторы не изменили себе в условиях входа: он остался платным. Причем настолько платным в некоторых музеях, что человек, наверное, вынужден был провести весь вечер в одном музее, чтобы как-то оправдать для себя стоимость билета. Учитывая все негативные моменты, хочется узнать, смогли ли организаторы оправдать их интересностью программ. Предлагаю пройтись за мной по небольшому маршруту, чтобы узнать, как можно было развлечь себя 16 мая в музеях на улице К. Маркса.
Первой точкой в маршруте стал музей Петруся Бровки. Программа там начиналась раньше всех – в 17:00. Причем вход был свободный до 18:00. В этот свободный для посещений час музей предложил послушать стихотворения белорусских авторов. Акция называлась «Чытаем сваё». Читали номинанты, лауреаты, члены жюри и организаторы литературной премии Ежи Гедройца действительно только свое. Людмила Рублевская рассказала о своей любви к стихам Владимира Короткевича и даже зачитала один из них. Его стихи звучали не раз. Завершил акцию Ольгерд Бахаревич, который в результате жребия получил в подарок редкое издание книги Тараса Шевченко «Кобзар».
Прежде чем следовать к следующему пункту маршрута, удалось заглянуть на открытие выставки фотографа Александры Солдатовой «Двойное преломление». Ее фотографии вряд ли пришлись по вкусу зрителям, которые задают вопрос «И что?» любому непонятному с первого взгляда искусству. Фотографии Александры представляли собой скорее набор образов, соединенных вместе для усиления эффекта.
Вероятно, одно из самых интересных (бесплатных!) мест досуга «Ночи музеев». Исторический музей в принципе приятно удивляет неформальными акциями в последние несколько лет. Вчера же можно было вспомнить то время, когда улица К. Маркса была пешеходной. Во дворике музея еще до начала заявленной программы расположились продавцы хэнд-мейд аксессуаров: от сережек и блокнотов до гудочков. Возле входа в музей играл старый джаз, создавая особую атмосферу уюта мероприятия. Символ музея – чугунную пушку у входа – обвязали разноцветными нитками.
В 19:00 свою программу начала студия этнических барабанов TekaDum. Однако все не было бы так интересно, если бы музыканты Ольга и Владимир играли сами для публики. Студия устроила настоящий мастер-класс игры на этнических барабанах. Любой желающий в этот вечер мог абсолютно бесплатно на 10 минут стать барабанщиком. Стоило лишь выбрать себе барабан по вкусу, сесть в круг и начать играть вместе со всеми ритмы, которым учила Ольга. В результате выходил настоящий импровизированный оркестр. Учителя ловко координировали действия новичков, с каждым разом усложняя ритмы. Мне удалось в один из «заходов» взять себе барабан и поиграть. Вероятно, мне было несколько проще из-за имеющегося за спиной музыкального образования, однако барабаны – это совсем не то же самое, что гитара. Как говорила сама Ольга, ритм нужно почувствовать телом, и тогда руки сами будут двигаться как нужно. И действительно, в какое-то мгновение игры понимаешь, что ты уже не управляешь своими движениями, однако от этого все получается еще лучше.
Поиграв на барабанах, я направилась в музей на выставку Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. В нескольких залах были представлены рисунки и скульптуры двух великих художников ХХ века. Необычным для меня было ощущение близости экспонатов, созданных авторами, о работах которых чаще всего я лишь читаю в интернете. В залах музея можно было поучаствовать в виртуальной экскурсии: для этого были организованы сидячие места и установлены телевизоры, с которых экскурсовод рассказывал о представленных на выставке экспонатах. В конце самого большого посетителям предлагалось сделать фотографии в стиле Пикассо и Дали. Можно было примерить тельняшки, сесть за стол и повторить знаменитую фотографию Пабло Пикассо «Руки-хлеб». Или же примерить пиджак Дали с рюмками. За отдельным столиком стояла девушка, которая разливала в маленькие рюмочки зеленый «напиток афродизиак». У нее же можно было взять усы Сальвадора Дали на палочке. Вместе со мной к ее столику подошла женщина с маленьким мальчиком.
— А что это у вас?
— Напиток афродизиак, — отвечает девушка с улыбкой.
Женщина подозрительно смотрит на нее и бутылку.
— А для чего он?
— Ну… Чтобы у вас была энергия на просмотр всей выставки, — теперь девушка уже подавляет добрый смех.
— Так значит, это детям нельзя…
— Не переживайте, это просто мятный напиток.
Женщина успокоилась, взяла рюмочку себе и мальчику. За ними взяла и я. Нужно же было как-то причаститься к действу вокруг. Напиток, кстати, оказался вкусным.
Стоимость билетов в Исторический музей была самой высокой – 190 тысяч для взрослых. Для детей и студентов музей делал скидки. Однако билет давал возможность посетить все залы музея, что частично оправдывало цены. Также можно было входить и выходить из музея, чтобы периодически заглядывать во дворик и делать свою программу еще интереснее.
Художественный музей не смог провести нынешнюю «Ночь музеев» с таким же размахом, как в прошлые годы, из-за строительства музейного квартала за основным зданием. Мероприятие было названо организаторами «Тихой ночью», однако она была не такой уж тихой.
Возле музея красовалось большое разноцветное ухо Ван Гога, в которое нужно было шептать свои заветные желания. Надпись возле гарантировала их исполнение. Пришлось вспомнить одно из таких желаний – вдруг и правда Ван Гог исполнит.
На крыльце музея расположился струнный квартет «Tango Box», который, несмотря на прохладную погоду, довольно долго играл классическую музыку.
После встречи с музейным гардеробом чутье направило меня в кафетерий, в котором был приглушен свет и стояло много людей. Оказалось, что чутье не подвело. В кафетерии показывались в тишине фильмы с участием Чарли Чаплина. Звук кофемашины, которая молола кофейные зерна, отчаянно напоминала звуки перемотки пленки в старых кинотеатрах. Несмотря на то, что фильмы были сняты давно, они все еще вызывали улыбки зрителей. Действительно, оторваться от просмотра было трудно, но необходимо было идти дальше.
К сожалению, внутри музея название «Тихая ночь» полностью себя оправдывало. В залах царило спокойствие, кое-где играла музыка, люди медленно перемещались от картины к картине. Основная выставка музея осталась неизменной и в «Ночь музеев». Лишь в дальнем зале были представлены изобретения Леонардо да Винчи. Однако кое-что интересное найти все-таки удалось. В одном из залов музея предлагалось весьма необычное занятие: распознать картину без участия зрения. Желающим, образовавшие длинную очередь, завязывали глаза, надевали наушники, давали нюхать различные колбочки и помещали их руки в черный ящик. Таким образом, какая-либо картина из Художественного музея представала перед людьми в виде тактильных, обонятельных, слуховых ощущений. После этого картина не называлась, а начинался квест по ее поиску. Если кто-то находил картину, то должен был записать ее название, автора и вернуться назад. Всем угадавшим организаторы мероприятия давали билеты на повторное посещение музея.
В одном из залов расположилась инсталляция «Комната, полная тишины». Дизайнеры Алексей Борисевич и Екатерина Цыпленкова совместно с художником Екатериной Лисициной создали волшебную психоделическую комнату с помощью флуоресцирующих элементов и ультрафиолетового освещения.
Спокойствие вечера иногда нарушали мини-постановки уличного театра. Вероятно, из-за позднего времени и усталости, мероприятия Художественного музея цепляли не так сильно, как в Историческом, однако стоит отдать должное: если кому-то хотелось провести вечер среди изобразительного искусства с чашкой кофе, просматривая старые фильмы, то Художественный музей в полной мере оправдал бы их ожидания.
На этом закончился мой личный маршрут по минской «Ночи музеев». И напоследок Художественному музею удалось зацепить меня и задержать на некоторое время. К моменту моего ухода на крыльце музея сменились музыканты, и, к моей радости, группа «Jason & Cadillac» сыграла инструментальную версию «Smells like teen spirit» Нирваны. Спасибо им за это.