Поиск действительно яркой творческой личности — не самая простая задача во все времена. Ребят с большими амбициями полно всегда, всегда есть кто-то вроде графоманов от художественной культуры. Но тех, кто делает качественные иллюстрации, на деле не очень много, хотя и их не все знают. Скольких художников современности лично вы можете назвать навскидку? Бэнкси? Йерка? Уорхол? Ой, нет, Уорхол уже не современный… Нехорошо, нужно просвещаться. Посему я хочу познакомить вас с молодым художником из Минска – Александром Шамалём, работающий под ником Apathys.
Его картины не раз попадались мне в интернете – самую популярную «рисульку» (как называет свои работы сам автор) не видел разве что слепой. «Ом» – потрясающая по своей силе вещь, блистающая символизмом во все стороны. Окружение, более всего похожее на постапокалиптический город, и в центре – жизнь. Рыжеволосая девушка с кулоном в виде знака «сакрального звука» Ом, от которого, по индуистской традиции, появилась вся Вселенная. В руках у девушки – горшок с ростком, как символ начала жизни, как символ веры в лучшее. Его работы вселяют надежду, они понятны всем и каждому.
Саша, расскажи, с чего ты начинаешь рисовать? Как появляется новая работа?
Начинается всё с каких-то образов в голове, и это постепенно вырисовывается во что-то. Вообще, когда начинаешь рисовать, не представляешь вовсе, что там будет и как, то есть идёт сплошной полёт фантазии. Что-то нарисовал здесь, что-то там, тут, думаю, добавлю вот это. Что же касается обложек дисков – это так, просто подработка. Я рисую – и всё.
Люди, получается, видят твои работы, и хотят их где-то использовать?
Нет, коммерческие работы они, как правило, сами заказывают. Рассказывают, что нужно, и понеслась.
Расскажи о начале своего творческого пути.
В какой-то определенный момент моего начального творчества, мне захотелось оттолкнуться от листка бумаги и попытаться что-то сделать в цифре. Я отрисовал набросок и сразу же начал искать по многим группам и пабликам людей, которые этим занимаются. Спустя пару дней поисков я встретил работы Татьяны Ра, которая меня просто поразила качеством своих работ. Я связался с ней, и она с легкостью согласилась разрисовать мой набросок. Конечный результат меня тогда просто поразил, такого скачка в творчестве я просто не ожидал. Наша работа разлетелась по разным тематическим пабликам контакта и не только, чему я был очень рад. С того момента я решил, что делать что-то хуже уже просто не имею права. Это тот самый момент, когда я начал заниматься иллюстрациями и цифровой живописью.
А вообще я рисую с детства, но момент, когда я начал осознавать, что могу что-то сделать… Эта планка постоянно меняется. Когда-то я думал – вот, пять лет назад я начал рисовать серьёзно. Потом, через некоторое время, думаю: «вот, два года назад я сделал, осознал что-то важное, наверное, отсчёт вести нужно отсюда». Так что, если честно, я не знаю. Возможно, до сих пор серьёзно этим не занялся. Хотя на данный момент, думаю, года два всё-таки серьёзного рисования есть. Веду отсчёт с работы, которая и сейчас мне очень нравится – «Ом».
Ааааа, та самая девочка…
Да-да, с цветочным горшком. Думаю, с этого момента и начал. Видел иллюстрации, где совмещаются вроде как и рисунок, и коллаж. И подумал: «Блин, я ведь тоже так могу!».
Коллаж в плане собрания нескольких фотографий и совмещения с рисунком?
Да, в плане собрать всё по частям. Где-то нарисовал, допустим, небо, добавил сюда, где-то подсмотрел домик – ещё добавил, вырезал, вставил, где-то подрисовал ещё… За один раз я никогда полностью не собираю всю картину. Потому что работаю не на планшете, а ручкой, сканером, это всё склеиваю. Если всё делать на одном листе, за один подход, то лист получится «грязный». Фактически каждый раз леплю из кусков.
В итоге получается что-то вроде аппликации… А смотришь твои работы – и кажется, что ты только рисуешь, объекты взаимосвязаны и кажутся выполнеными как одно целое.
Вообще всё это на компе рисую, но изначально идёт работа просто чёрной ручкой, потом прорисовываю, после сканирую и уже работаю с цифрой.
Сложно?
Сложно. Уже начинаю задумываться насчёт планшета, неудобно без него.
Скажи, к какому направлению ты относишь свои рисунки?
Даже не знаю. Единственное, что можно сказать точно – это иллюстрации. А направление… Многие связывают с каким-то аниме, но у меня всё-таки более комиксная рисовка. Смесь комикса и ещё чего-то. Вообще не задумываюсь насчёт направления и стиля, просто рисую. А то, как уже придумают – это не моя забота.
О чём-нибудь масштабном не задумываешься?
Недавно голову посетила хорошая мысль – нарисовать мультик, короткометражку. Но опять же, начал думать, искать, как бы это воплотить. В голове пока нет никаких идей, просто хочу сделать клёвый мультик. Но какого-то определённого сюжета нет. Опять же смотрел, как всё это делается, сразу представлялось, что очень сложно, но теперь понимаю, что вполне выполнимо. Есть специальные программы – отрисовываешь несколько кадров, а дальше уже достаточно просто. И ещё – нужно немножко хотения – и всё получится. А мне пока не то чтобы влом, просто нет какой-то конкретной идеи, которая бы мной двигала.
А что, если взять какое-то литературное произведение, или связаться с литераторами, например… Чтобы делать по уже готовому сюжету.
Нет, хочется именно что-то своё. Чтобы я точно знал, что это я сам придумал и сам сделал.
Что насчёт выставок, участия в чём-либо? Возил куда-нибудь свои работы?
Есть такой проект – ШизАрт, как-то там выставлялись мои работы. Ребята катаются по России и организовывают выставки, продают принты, открытки. И то, я потом уже отказался, потому что посчитал, что я там не вписываюсь. Как-то я там выделяюсь.
А чем плохо, что ты выделяешься?
Не знаю. Я считал, что мои работы должны быть где-то… в какой-то немного другой колее. В основном выставка специализировалась на работах людей с отклонениями. А я чё – я вроде нормальный. В плане других выставок – никто не зовёт пока, да и у меня мало работ, чтобы где-то выставляться. Именно чтобы это было масштабно, чтобы я мог представить себя, как автор, иллюстратор. Я могу сосчитать те работы, которые мне нравятся, которые могу действительно где-то показать, по пальцам. Я самокритичен, и мои работы меня не полностью устраивают.
Раньше ты увлекался граффити и трафаретными работами. Как у тебя сейчас с этими направлениями искусства?
Да, были трафаретные рисунки. Вообще трафарет относят к граффити как к направлению. Трафарет – это хорошо, быстро, и смотрится круто. Тогда мы с друзьями посмотрели фильм о Бэнкси («Выход через сувенирную лавку» — прим. ред.) и как-то вдохновило это всё. Сразу, буквально за неделю, мы нарезали этих трафаретов, и сделали несколько работ. Сейчас всё это уже прошло.
Показалось слишком простым?
Не то чтобы простым. Я чувствую, что могу реализоваться в тех же иллюстрациях куда покруче. Да, в плане трафаретов нужно учиться как-то больше, но душа всё равно лежит к другому.
Ты начинал с чернильных, карандашных рисунков. Продолжаешь работать в этой манере?
С этого, наверное, и началось всё, вся моя увлечённость рисованием. Что-то попробовал, где-то увидел карандашные рисунки – маленькие, незамысловатые, простые. Начал делать наброски. В то время идей у меня было полно, а рисовать не умел. Сейчас всё наоборот: рисовать немного научился, а с идеями дефицит.
Давай поговорим об иллюстраторах и художниках современности. Чьи работы тебе нравятся?
Ребята, которых я поддерживаю, работы которых мне нравятся – это Шепард Фейри, он же OBEY, его работы очень крутые, стиль классный, тот же Бэнкси – ну, его все знают. Tomato Zero есть, дуэт классный, муж и жена. Путешествуют по миру, рисуют постоянно, хорошие ребята. Вообще на самом деле полно классных художников, я думал, что их намного меньше. А как начинаешь читать блоги, то понимаешь, что их просто полно. Ну, я выделил сейчас самых ярких, за кем я слежу в плане новостей и новых работ.
Скажи, чем ты хочешь заниматься в плане иллюстрации в будущем? Во что в конечном итоге хочешь развиться?
Честно – не знаю. Хочу просто развиваться, а во что это выльется – потом посмотрим. Хочется просто рисовать, рисовать и рисовать.
Что, по-твоему, должна нести иллюстрация и что она несёт у тебя?
У каждого автора какой-то свой посыл. Что я хочу донести… Наверно, минимум негатива, особенно в последнее время. Самые приятные моменты, самое хорошее, о чем можно подумать. То есть, я хочу делать то, что я могу потом показать любому – сестре, маме, вообще любому человеку, и чтобы это нравилось всем. Чтобы всем возрастным категориям, и не только возрастным, это понравилось, а не только какому-то узкому кругу людей. Хочу действовать на всех, чтобы все поняли и почувствовали. Не могу выразить словами даже, что именно.
В наше время достаточно легко связаться с авторами понравившегося произведения. Скажи, как люди реагируют на твои работы?
Самая впечатлившая реакция была, пожалуй, на тот же «Ом» и на «Бабочки в животе». Множество людей мне именно про эту работу написали. Мол, видели на выставке, ШизАрте, многие в интернете, в разных блогах, и пишут, что работа классная, спасибо большое. Многие присылают фотки свои, мол, вот, смотри, это я у тебя на рисунке. Нашли себя в этой работе. И реально похожие есть. А это была просто фантазия. Не знаю, почему даже именно Ом, на шее пририсовал кулон, и это добавило в неё какую-то изюминку. Не просто портрет девушки, а что-то живое и настоящее.
***
Завершая разговор, желаю Apathysу продолжить нести людям те самые тёплые моменты, пожелания мира, которые поймёт каждый. Художник, от природы молчаливый, улыбается.